Перевести страницу

СТРАТЕГИЯ УСПЕХА

ИСТОРИИ, КОТОРЫЕ РАССКАЗЫВАЮТ ЛИДЕРЫ
Сторителлинг – трамплин к успеху
Сказкотерапия
Цель в нашей жизни

Светлана Князева
- коуч, лектор, аналитик, бизнес-тренер, кандидат исторических наук, доцент Российского государственного гуманитарного Университета (РГГУ), Москва. Автор тренингов, коуч-сессий по личностному развитию и эффективному лидерству, работ по манипулированию и борьбе с ним, импгологии, исторической психологии и конфликтологии, в частности, по теории и практике жестких деспотических моделей власти в сравнительном ключе.

Ключевые слова: артпсихология, сторителлинг, сказкотерапия, самореализация, целеполагание, карьера, коучинг, успех, самодостаточность, личностное развитие, свобода, осознанность, ответственность, комплексы, тренинги личностного роста, корпоративная культура

Правда и небылицы о сторителлинге
Сторителлинг как трансляция историй слушателю и его важная составляющая, сказкотерапия, стали сегодня важнейшими средствами в определении стратегии целеполагания. Они широко используются в коуч-сессиях, тренингах личностного роста и эффективного лидерства, НЛП-техниках. Часто такие истории более ярки и увлекательны и поэтому легче ассоциируются с личным опытом, чем скучные правила или жесткие директивы топ-менеджеров компаний. А еще они лучше запоминаются – их влияние на жизненные цели и решения, на поведение людей намного превосходят некоторые даже очень действенные технические приемы тренингов.
Критические навыки, включая знание предметной области, например, того же менеджмента, передать с помощью сторителлинга довольно трудно. Для усвоения конкретных форм знания в области менеджмента, HR управления или техник самореализации следует полагаться на формальное образование, наставничество. Но неявные знания, сопровождающие любой вид профессиональной деятельности, лучше всего передаются неформальным путём.
Для управления знаниями истории неудач не менее важны, чем истории успеха: история топ-менеджера о первом неудачном опыте продаж понизит уровень стресса новых сотрудников и поднимет командный дух в компании («шеф такой же, как и мы!») Скопированные у западных компаний безликие и не всегда жизненные стандарты едва ли будут приняты сотрудниками с должным уважением, а когда событие запоминается, возникает желание проверить его на практике. И если принципы корпоративной культуры преподнести нестандартно, в виде историй, то сотрудники воспримут их с интересом и уважением.
*** *** ***
Сегодня я предлагаю вам вариант решения, казалось бы, неразрешимой ситуации на примере двух легенд итальянской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе Грации Деледды. Одна из них – «Рождение свирели (старинная музыкальная легенда)» из сборника «Легенды Сардинии». Вторая – легенда «Падре Мышка». Наш сегодняшний тренинг по сказкотерапии построен на принципе контраста: счастливый и тупиковый финал.
Итак, за мной читатель!

Базовые принципы стратегии целеполагания
Сначала определяем общие принципы стратегии целеполагания.
Первое. С самого начала четко определяем желания в социальной и личной зонах и записываем их. Очень важно непременно согласовать желания в деловой сфере и личной жизни таким образом, чтобы они оказались оптимально уравновешенными. Это поможет точно поставить важную - острую неотвратимую цель.
Ставя цель, не забываем на каждом этапе уточнять, для чего конкретно нам нужно достигать цели. Цель играет роль жизненного вектора – в соответствии с ним, как с помощью компаса, мы движемся в бурном море наших задач и желаний.
Изменяем или корректируем цель в связи с изменяющимися обстоятельствами на каждом этапе пути ее осуществления.
Второе. Теперь подключаем необходимые ресурсы для достижения цели. Уточним: эти ресурсы – сама острая цель, непреодолимое желание, абсолютная - непоколебимая вера в ее достижение.
Каковы же необходимые инструменты целедостижения? Во-первых, это наше подсознание и, во-вторых, - тоннельное сознание.
Но каким образом возможно понять подсознание, чтобы следовать ему? Ответ проще, чем можно предположить: нужно довериться интуиции – научиться слышать ее! Наша интуиция, наше нутро знает, чего мы хотим. Интуиция - это наша мельница, колесо, которое помогает двигаться к цели - к лучшей жизни, к успеху, гармонии, уверенности, смыслу. В итоге наше подсознание материализует нашу цель.
Третье. Подсознание как инструмент целеполагания создает эффект домино. Эффект домино заключается в том, что одно изменение влечёт за собой линейный ряд других изменений точно так же, как падают косточки домино, выстроенные в ряд. В домино заваливание первого звена приводит к падению остальных звеньев в конструкции. Так и в подсознании - преодоление первого препятствия включает цепную реакцию и влечет за собой преодоление остальных.
Четвертое. Именно таким образом возникает поток. Попадая в поток и направленно продвигаясь в нем как в полосе отчуждения, мы неуклонно движемся к цели с помощью тоннельного сознания. На пути к цели тоннельное сознание сужается (как в тоннеле), делает мир черно-белым, даже одномерным и одноцветным и лишает его лишних нюансов – зато цель видна более четко, как в увеличительном стекле. Лишь в конце тоннеля наше сознание визуализирует поставленную нами цель и становится многомерным - так мы неуклонно достигаем цели.
Навык целеполагания, то есть умение осознанно, точно и четко ставить своевременную цель, а также любовь к делу, талант и профессионализм, словно вакцины, способствуют созданию устойчивого иммунитета против трех вредоносных вирусов – страха, сомнения, неуверенности в себе. Этот иммунитет помогает усилить нашу результативность и приблизиться в максимуму возможного, то есть использовать весь наш потенциал.
И, наконец, необходимо помнить: в жизни не бывает такой ситуации, из которой нет приемлемого выхода.

А теперь выверяем эти принципы на примере легенды "Рождение свирели (старинная музыкальная легенда)"

Легенда 1. РОЖДЕНИЕ СВИРЕЛИ (старинная музыкальная легенда).
Действие легенды разворачивается в стародавние времена, когда мирным пастухам (как угадывается здесь еще тема ветхозаветных праведников потомков первого человека – Адама!) пришлось столкнуться с враждебным миром завоевателей-финикийцев.
Пастух Садур «был стар, силы постепенно оставляли его... Кто будет спасать его женщин? Садур …мечтал, что отдаст дочь Греку в жёны сильному храброму юноше - и будут они с матерью под надёжной защитой».
– Так желание выжить в схватке с грозным врагом, сохранить жизнь и свободу своей семьи, продлить род, сделать жену и дочь счастливыми – все это стало для старого пастуха острой неотвратимой целью. Когда угроза нападения врага стала неизбежной, Садур уточнил свою цель, сознательно сузил ее и сначала поставил ее так: любой ценой спасти семью.
«Со страхом заметил Садур в опасной близости от берега финикийские паруса … и побежал к жене и дочери: "Произошло то, чего я давно боялся…Вы обе бегите в убежище… Я же останусь здесь... Они подумают, что я живу тут один. Вы спасётесь, а я догоню вас, когда они уйдут». Сказано – сделано!
– Для Садура страх за семью преобразовался в дополнительную энергию и стал дополнительным ресурсом для достижения цели.
«Единственным его утешением – и любимым занятием - была Игра на флейте». Игра на флейте была его Даром, его талантом, а значит, его дополнительным ресурсом, дававшим ему необходимую энергию. Занимаясь любимым Делом, Садур достиг в нем подлинного профессионализма.
Все произощло, как боялся старик. Финикийцы сожгли дом Садура, сели пировать и приказали старику развлечь себя – сыграть на всех флейтах сразу!
«Звук его флейт - незатейливых, простых, тростниковых флейт …таял, как тает стон в безмолвии равнины. Стоило пастуху заиграть, как он забывал обо всём на свете: взгляд его теплел, печальные звуки навевали блаженные воспоминания… Флейт было много - тонких, разноголосых, и каждая пела свою неповторимую песню».
– Старик Садур сумел максимально раскрыть свой талант, постоянно с любовью и увлечением занимаясь самым любимым делом своей жизни. Это привело, во-первых, к росту профессионализма и, во-вторых, его профессионализм стал еще одним дополнительным инструментом достижения цели.
«Садур связал все… флейты в стройный ряд. Так родилась первая сардинская свирель "Леонеддас". Старик немало потрудился, прежде чем из неё полилась нежная, жалобная, обволакивающая мелодия. Финикийцы слушали игру пастуха.… Более всего заворожили они молодого вождя. Ему не терпелось ещё раз услышать голос многоствольных флейт. Он уснул... Никогда ещё, казалось, не видел он таких чудесных снов, как в этом удивительном месте! Проснувшись, вождь пообещал старику исполнить любое его желание».
– Так Садур сумел транслировать жгучее непреодолимое желание своему врагу и достичь свой первой цели - спасти своих близких – и все это при помощи любимого дела, в котором он был профессионалом. В этот поворотный момент старый пастух не взял на себя роль жертвы, не стал испытывать судьбу, играя роль преследователя своего врага, понимая, что силы слишком неравны, и не озаботился спасением души своего врага, чужеземного вождя - не выступил в качестве спасателя. Спасал он лишь близких и себя! Однако на этом этапе Садур снова уточнил свою цель и осознал, что теперь у него появилась возможность не только спасти семью, но выдать юную невинную дочь замуж, сделать ее счастливой - продлить род!
«Садур…сказал: “У меня есть жена и невинная дочь. Если ты встретишь их, не причиняй им зла”.- “Пускай возвращаются, - ответил вождь, - мы не тронем ни их, ни тебя”.
– Садур уточнил свою цель - и она начала работать на него!
Старик привёл женщин и стада и снова заиграл для вождя, и сон снова овладел им... Когда же, по пробуждении, юноша увидал дочь Садура Греку, край тот показался ему ещё милее, чем прежде.
«Отдашь ли ты за меня свою дочь? - спросил он старика. - Я женюсь на ней и останусь здесь со своими товарищами!»
- Теперь Садур полностью достиг цели: он выжил, спас семью, сделал дочь счастливой, продлил род – и до самой смерти занимался любимым делом. В борьбе за реализацию цели Садур сначала разбил ее на этапы и затем постоянно уточнял ее на каждом этапе.
«Старый же пастух больше не расставался со своей свирелью».
- При этом он сумел извлечь максимум возможного из своего потенциала, продемонстрировал осознанность и ответственность за свою судьбу, сохранил верность своему Дару, своему Таланту.

Легенда 2. ПАДРЕ МЫШКА
Казалось бы, простая истина: когда человек осознает цель своей жизни или, по крайней мере, важную, значимую цель, он становится свободным в этом мире, который до этого казался ему чужим. Как только человек находит свой путь, он может раскрыть свой потенциал и поймать за хвост синюю птицу удачи, поскольку все, что он хочет совершить, приходит к нему без особых усилий, даже, как может показаться - само собой.
Но что делать, если, руководствуясь стереотипами или комплексами, человек проживает чужую жизнь и именно поэтому не может поставить важную цель? Давайте разберем эту ситуацию на примере второй легенды Грации Деледды «Падре Мышка».
Монах Падре Мышка «всё время молчал и молился. Поговаривали, что он святой, … что он чист, как ребёнок. В детстве Мышка пас овец. Был он сыном знаменитого на всю округу разбойника, убитого за много лет до того. Мышкина мать, гордая и очень бедная женщина, была раздосадована… - она бы предпочла, чтоб он пошёл по стопам отца...»
- Похоже, что мать падре Мышки интуитивно поняла, что ее сын проживает чужую жизнь и, соответственно, ставит не ту цель. Какова же эта цель? Как увидим, это искупление грехов отца. Действительно ли он рожден быть монахом-аскетом?
«Падре Мышка молился и работал не покладая рук. По утрам он доил монастырских козочек, копал в огороде, стряпал, мыл глиняные плошки, таскал воду из родников. Перед заходом солнца часами простаивал у окна, бросая хлебные крошки птицам, кружившим над его каменным потрескавшимся подоконником. … Осознавал ли Мышка, что происходило вокруг него? Кто знает... Птицы улетали на ночлег в лес, прятались в гнёздах на уступах скал, а он всё стоял у окна, не сводя восторженных глаз с горизонта».
- Так монах Мышка и жил и грезил во сне, как наяву. Устраивала ли монаха такая жизнь?
«Этот станет святым, - говаривал настоятель Кирку. Сам же фра Кирку плакал по ночам и бил себя в грудь за то, что днём пил не просыхая. И всё-таки однажды падре Мышка совершил смертный грех…»


- Очевидно, оба монаха избрали для себя жизнь, которая их категорически не устраивала.
«Фра Кирку приказал спуститься в деревню за подаянием - крестьяне Сардинии сами едва сводят концы с концами, но монахов не обижают ….Нежный аромат фиалок и нарциссов незримой пеленой обволакивал монаха … он шёл, блаженно улыбаясь. Он не пропустит ни одной церкви! Он увидит епископа Нуоро - величавого и красивого, как святые апостолы! ... Он спешивался, падал в высокую тёплую траву. В такие минуты он бывал счастлив почти так же, как в монастыре, когда молился о рае.. »
- Земные радости явно привлекали монаха куда больше, чем посещение святых обителей или молитвы - но он не пожелал услышать собственную интуицию.
«Как-то ночью приехал Мышка в одну деревню … постучал в первую же дверь - на пороге возникла молодая женщина, высокая, красивая, синеглазая, чёрная от солнца. Было в её лице, в блеске её глаз и дерзкой усмешке что-то настораживающее, пугающее. Женщина … поставила перед гостем сладости, несколько бутылок с вином и домашней наливкой. Он выпил вина, крепкого и пряного, как запах леса…Падре Мышка растворился в блаженстве, какого ему ещё не доводилось испытывать».
- Впервые, пожалуй, в своей жизни Мышка позволил себе не быть святым, забыть о святости, к которой он приговорил себя , что жил до сих пор не своей жизнью.
«Значит, - удивилась начал женщина, - вы сын того самого разбойника? Зачем же вы надели рясу?» «Чтоб искупить грехи отца, - ответил Мышка… и осёкся. Признание пронзило его острой болью. Женщина расхохоталась: «Глупец! У тебя ведь ещё не было женщины?»
- Отказавшись от привычной одежды святого, Мышка стал очень уязвим – ведь проживать обычную человеческую жизнь он не умел – не научился. Представление о том, что как монах он должен следовать по пути святого, недолго удерживало падре Мышку на стезе добродетели.
«Губы обожгли поцелуем его губы. “Поцелуй меня, - шептала она, - не бойся!”… Две ночи провёл он в злополучном доме. Он оставил ей все свои котомки... Мышка вернулся в монастырь к вечеру следующего дня. Фра Кирку перекрестился: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа, …откуда это вы? Не иначе, как из самого ада!” – “Точно так, - глухо отозвался Мышка, - на меня напали... ограбили и избили”.
- Так падре Мышка сдал последнюю цитадель – он солгал. Его вера в искусственно созданные цели - добродетели - и нежизненный каркас собственной жизни, возведенные им самим, как замок на песке, фактически уже рухнули.
Через неделю настоятель снова отправил Мышку в деревню.
К несчастью, «в свежести раннего напоённого росой утра снова зазвучал аромат фиалок и ландышей - так пахла та женщина... Гибкая синеглазая девушка, округлая, с румяными губами, подошла набрать воды из источника. Она, как две капли воды, походила на ту, другую! Мышка еле дышал от нестерпимого желания».
- Ну не рожден он был монахом! Желание в который раз громко заявляло о себе – и снова Мышка испугался, предпочел не услышать его. Он, в который раз, наступил на горло собственной интуиции, заставил замолчать свои желания, запретил себе свободно следовать им и стать, наконец, свободным, он не понял, что снова ставит не свою цель, живет не своей жизнью!
«Погиб! Никогда он так не желал оказаться снова в том доме! Об этом кричало всё его существо, но усилием воли он запретил себе сделать шаг. Огненным взглядом проводил падре удалявшуюся девушку - она шла высокая и красивая…; движения её, ничем не стеснённые, были легки и наивны».
- Какой же выход избрал для себя падре Мышка? Он мог, наконец, взять на себя ответственность за свою судьбу, мог покинуть монастырь, начать новую жизнь, стать мирным пастухом, как его предки, или разбойником, как его отец, или пойти к той женщине … или найти какой-то другой путь. Но легче было руководствоваться стереотипами. И как соблазнительно показалось монаху взять на себя роль жертвы – пострадать за собственные грехи и, может быть, за грехи отца-разбойника! Как соблазнительно стать преследователем самого себя! И как соблазнительно и легко покарать свою грешную плоть и стать спасателем своей души! И все это одновременно.
И тогда «…Мышка развязал верёвку, которой был подпоясан, перебросил конец её через ветку дуба, соорудил петлю… и ринулся в бездну».
В жизни не бывает ситуации, из которой нет приемлемого выхода. Жизнь слишком дорога, чтобы, руководствуясь комплексами или стереотипами, платить за нее такую высокую цену.

Рекомендуемая литература:
Бендлер Р. Руководство по изменению личности. М. 2011
Дауни М. Эффективный коучинг. М. 2008
Деледда Грация. Легенды Сардинии (приложение к статье). Литературный перевод В. Язьковой
Дилтс Р. Стратегии гениев. В 3-х ТТ. М. 2008
Мелия М. Как усилить свою силу. Коучинг. М. 2009
Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М. 2010
Мэй Р, Портрет Личности. М. 2009
Павлина С. Личное развитие. Принципы и методы от признанного эксперта. СПб. 2011
Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. СПб. 1995
Рейнолдс, М. Коучинг: эмоциональная компетентность. М. 2003
Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. Таганрог. 2006

(Перевод легенд Грации Деледды Вероники Язьковой)
****


СТРАТЕГИЯ УСПЕХА:ЭФФЕКТИВНОЕ ЛИДЕРСТВО –

БАРЬЕР ПРОТИВ МАНИПУЛИРОВАНИЯ


«Человек, не любивший меня»

«Я б давно уже справился с ним ...

Если б не был он мною самим,

Человек, не любивший меня».


В ХХ веке, вошедшем в историю Запада как столетие предпринимательства, возникли теории, в основу которых легли методики управления и развития персонала, адресованные руководителям и нацеленные на развитие карьеры. Идеи личной эффективности, свободы, ответственности самодостаточной личности приобретают особую актуальность с 60-х гг. ушедшего столетия. Причины такого интереса - осмысление практики тоталитарных режимов, изощренного манипулирования и иных форм жесткого воздействия на человеческую личность; растущее влияние англосаксонских традиций в мире; распространение структурализма; определенные сбои теорий, широко распространенных в первой половине столетия - фрейдизма, рационалистического менеджмента и психологии. Во второй половине ХХ века на Западе появились признанные современной психологией и менеджментом эффективные теории и методики личностного роста: позитивная психология и философия жизни, эриксоновский гипноз и психотерапия, гештальттерапия и психология, трансактный анализ, нейролингвистическое программирование (НЛП), коучинг и т.д.[i] Применение этих теорий в обучении команды сотрудников стало одной из причин нынешнего процветания западной экономики и популярности теорий личностного роста - так в жизнь вошли бизнес-тренинги и бизнес-коучинг. Для руководителей, специалистов по работе с персоналом, заинтересованных в достижении успеха в бизнесе и карьере, профессиональном и личном развитии чем дальше, тем более характерным становилось стремление расширять возможности улучшения качества собственной жизни, жизни близких - возникла потребность в лайф-коучинге.

Во второй половине 90-х гг. ХХ в. теории и практики личностного развития стали проникать и в Россию. Коучинг сразу же поразил консультантов способностью высвобождать потенциал личной эффективности. Суть бизнес-коучинга – в формировании у сотрудника осознанного стремления к выполнению определенных функций и ответственности за результаты своего участия в достижении системных целей. Осознанность и ответственность в процессе коучинга и тренингов личной эффективности, достигаемые клиентами результаты поражали масштабом. Этим объясняется лавинообразный рост популярности коучинга в мире и в России (в 90-е и нулевые). И уже в первые годы XXI столетия обучение коучингу, количество желающих пройти тренинги по личностному развитию постоянно набирал обороты в нашей стране. Бизнесмены, менеджеры по персоналу и развитию знают: цена вопроса высока. Непонятый клиент многим расскажет о разочаровании, менеджер, не умеющий понимать свои и чужие чувства, потеряет сотрудников и партнеров – это дорого обойдется фирме.

Ответ, казалось бы, очевиден: нужно быть самим собой. Однако Серен Обю Кьеркегор, датский философ XIX в., замечает, что, казалось бы, просто – «быть тем, кто ты есть на самом деле». Но раскрытие своего потенциала – задача непростая, причем часто поиск ограничивается привычными направлениями и возникает разрыв между собственными представлениями о себе и реакциями других людей. В каждом человеке сожительствуют разные люди - герой, злодей, трудоголик, лентяй! Способность естественно переходить от одной роли к другой и умение быть при этом естественным как раз и означает быть конгруэнтной личностью.

Что такое конгруэнтная Личность? Это лидер на уровне воображения, подсознания и сознания, умеющий убедить в этом аудиторию.[ii] А что означает быть лидером?

Во-первых, лидер – это конгруэнтная личность, признаками которой являются целостность, внутренняя слаженность, согласованность, внутренний стержень и выраженная индивидуальность. Эта целостность, этот стержень позволяют осознать подлинное внутреннее «Я»[iii], его «самость», по выражению Кьеркегора. Иначе говоря, внутренний стержень определяет выраженную уникальность лидера и, значит, уверенность в себе.

Каждое человеческое существо появляется на свет как уникальная личность, никогда не существовавшая прежде. Каждый человек рождается для счастья: способным любить, созидать и обеспечивать себя всем необходимым. Каждая личность по-своему видит, слышит, осязает, думает, может быть значительным, творческим человеком – самодостаточной личностью. Уникальность, уверенность в себе лидер ощущает на уровне воображения, подсознания и сознания и умеет убедить в этом слушателя. Поэтому обычно лидер – мастер убеждения прост, как правда. А главное – лидер передает эту «самость», естественность и уверенность через искусство убеждать других, поскольку излучает уверенность, силу и энергию – и аудитория видит, слышит, чувствует это.

Лидер интересен сам себе в силу своей цельности - именно этим он интересен и аудитории. Это Мастер убеждения, умеющий «держать» аудиторию. Секрет мастерства лидера гениально прост: слушатель чувствует качества лидера, а главное, лидер интересен слушателям, поскольку он интересен сам себе. Этот интерес передается аудитории: надежный способ побудить аудиторию приобрести Ваш талант – это интерес к Вам. Аудитория покупает в первую очередь интерес к Лидеру и лишь во вторую – информацию.

Лидер обладает развитым социальным интеллектом.

Во-вторых, конгруэнтная личность – это человек, обладающий внутренней свободой, обусловленной внутренним стержнем. А внутренняя свобода – подлинная свобода. Свободная личность - хозяин своей судьбы: конгруэнтность дает ему уверенность и энергию собственной правоты. Вспомним шекспировское: «Втройне силен, чей спор о правом деле». Конгруэнтный лидер тренирует в фитнесе жизни мышцы силы и успеха, умеет наращивать их. Не случайно Ролло Мэй приводит следующие слагаемые Личности – свобода, индивидуальность, социальная интегрированность и моральные убеждения (или глубина религиозности - тесно связанные понятия)[iv].

В-третьих, лидер – личность с достаточным запасом энергетики, из которой черпает мощь своего искусства убеждения. Конечно, высокая энергетика - запас энергии личности, поток энергетики дается человеку при рождении. Это - природное качество, непостижимая притягательность, магия, лежащая в основе харизмы великих политиков, ораторов, известных людей, которая неизъяснимым образом чувствуется сразу. Именно этим объясняется секрет огромной популярности Ришелье, Петра Первого, Наполеона, Бисмарка, Распутина, и других. Харизма – это качество, объединяющее Великих, обладавших, в большей или меньшей степени, высоким уровнем, направленным потоком энергетики. И хотя запас ее далеко не одинаков у разных людей и может «не дотягивать» до уровня харизмы Великих, но при некотором ее количестве энергетику можно концентрировать, развивать и накапливать.

Под харизмой условимся понимать высокий уровень и направленный (направляемый) поток энергетики, наряду с умением проявить талант, Мастерство в какой-либо сфере деятельности, например, в ораторском мастерстве убеждения. Харизматический лидер завораживает аудиторию, умеет говорить точно, ярко, он "берет" аудиторию с лету, его голос обладает магической, как магнитом притягивающей силой, природу которой не до конца осознает и он сам, и способностью побуждать аудиторию к конкретным действиям. Однако харизматические вожди или Великие деятели, даже обладая харизмой, далеко не всегда были самодостаточными.

Далее, лидер – это личность, которую отличает мощь желания, умение его концентрировать и направлять созидательный (или разрушительный, провоцирующий) импульс на достижение цели, так же, как он умеет концентрировать жизненную энергию. Связь между целью и желанием становится синкретической. Настоящему лидеру присуще, скажем так, «тоннельное», «суженное» сознание – сила целеполагания и целедостижения. Любое дело лидер начинает, четко осознавая конечную цель и определяя этапы ее достижения[v]. Вся сила направлена на достижение поставленной цели, которая реализуется в его воображении, проходит через сознание, которое транслирует его наружу – и цель достигнута. Здесь работает закон: человек ставит острую неотвратимую цель, имеет жгучее желание её достичь и верит в свои силы. Поскольку он уверен в себе и его окружение чувствует эту уверенность, происходит невероятное. Цель является воплощением жгучего желания – вся энергия поставлена на карту.

Тоннельное сознание отвергает возможность отступления. Конгруэнтная личность сжигает за собой все мосты, проходит этапы максимальной концентрации - так наступает точка невозврата. Поставив перед собой цель, четко определив задачи, такой человек немедленно принимается за ее выполнение. Он умеет бороться со страхом, сомнением и неуверенностью в себе или правильности своих действий – тремя главными врагами любого дела. Ему помогают уверенность в себе, решительность и профессионализм. Поистине так: делаешь – не бойся, боишься – не делай.[vi] Истина проста: если Вы не добиваетесь своих целей, то работаете на достижение чужих.

Лидера отличает разумный оптимизм, эмпатия - доверие и сочувствие, позитивное отношение к жизни, чувство юмора. Лидер, как правило, открыт даже самой суровой и горькой правде, которую он способен воспринять адекватно и пережить которую ему помогает здоровое чувство юмора. Следовательно, лидер обладает высокоразвитым эмоциональным интеллектом, эмоциональной компетентностью.

Просчитанный оптимизм и позитив дают самодостаточному человеку веру в себя, свои возможности и способность убеждать.

Однако при чем здесь чувство юмора? Но ведь смех над собой – это как раз признак уверенности в себе и высокой жизнестойкости.

Лидеру присущ достаточный уровень профессионализма в деле, высокий градус неудовлетворенности - он работает на рост профессионального уровня. А профессионализм дает человеку еще бòльшую уверенность в себе, самоуважение, силу.

Дело, которое человек любит, он делает лучше, ярче, талантливее, чем остальные. Дейл Карнеги повторял: «Единственная возможность побудить человека что-либо сделать – побудить его захотеть это сделать!» Самодостаточный человек стремится определить подлинные, а не определенные стереотипами желания и выбирает дело по душе и способностям: то, что человек делает с вдохновением, он делает значительно успешнее. Гениальное просто: делай то, что любишь, люби то, что делаешь.

Определение подлинных желаний человека приводит к раскрытию его индивидуальности, идентичности, его Внутреннего Эго, подлинного «Я», В основе «Внутреннего Я» лежат наши желания, а, значит, призвание, талант. Самодостаточная личность стремится понять свою идентичность и реализовать данный ему Богом потенциал. Это далеко не так просто, как могло бы показаться на первый взгляд, хотя и необходимо. Подлинные желания, а значит, дарования (которые есть у каждого человека), лежат в области Бессознательного в структуре его личности, а не в сознательной части этой структуры. В Бессознательном они находятся на самом кончике иглы в яйце – ядре личности - и замаскированы сложившимися в течение жизни человека стереотипами, негативным опытом, подражанием значимым людям и т.п[vii]. Но чем реальнее представление о желаемом, тем легче путь к высокому профессионализму – только в любимом Деле можно стать настоящим профессионалом. Нельзя не согласиться с известным писателем, ведущим радио- и телепрограмм Андреем Макаровым, считающим, что признаками таланта у человека являются устойчивый интерес к делу, заинтересованность в деле, умение делать его хорошо. Самым подходящим в данном случае является понятие «Мастерство»: если человек — Мастер своего дела, то в какой бы области он ни был Мастером, он делает это профессионально. Это не просто работа — это образ жизни!

Обратной стороной Профессионализма является ответственность за себя, других и за ситуацию. Ответственность всегда является оборотной стороны подлинной свободы – свобода и ответственность не могут существовать друг без друга, как две стороны одной медали. Самодостаточная личность – это свободный человек, для которого без свободы немыслима жизнь и который относится к свободе как к условию sine qua non.

Самодостаточная личность – решительный, склонный к просчитанному риску человек.

Быть Лидером убеждения означает быть толерантным человеком, что предполагает великодушие, доверие к людям, эмпатия (сочувствие, сострадание, доверие), терпимость и низкий уровень конфликтности. А оптимизм, уверенность в себе, терпимость и чувство юмора дают самодостаточному человеку чувство спокойствия.

Следует отметить адекватное восприятие лидером ситуации, себя в любой ситуации, во времени и пространстве. Это умение распоряжаться временем, уважать свое и чужое время, способность рассчитывать, беречь, концентрировать силы. Чтобы преуспеть, главное - «уметь сосредоточиться и рационально пользоваться своим временем»[viii] Это рациональный тайм-менеджмент. Это умение каждый день делать то, что:

- Я Хочу

и то, что – Я Хочу

и то, что – Я должен

и – сделать себе за это подарок.

Успешный человек основывается на известной матрице Эйзенхауэра и избирает из списка дел сперва важное и срочное, затем важное, но несрочное, далее менее важное, но срочное, и в последнюю очередь рассматриваются неважные и несрочные дела.

Философия успешного Лидера нацелена на самоактуализацию, на продвижение своего мастерства Убеждения, а это всегда проявление активной жизненной позиции. Лидер аутентично реагирует на мир, проявляя доверие, ответственность. Такое восприятие мира можно определить как жизненную позицию базового комфорта, доверия к себе и другим. В ряде современных техник это выражено в формуле Я-ОК, Ты – ОК, в других терминах – взрослая, или зрелая личность. Такую личность отличают уверенность, энергия, удовлетворенность. Противоположностью взрослой является незрелая личность, Ребенок - несчастливый (слабый, неуверенный) человек, которому не удается быть аутентичным.

Самодостаточный человек, обладающий крепким внутренним стержнем, понимающий свободу как ответственность, неспособен жить в условиях несвободы, унижения человеческого достоинства, нарушения своего личного пространства – рrivacу со стороны власти, политиков, государства, отдельных людей.

***

Н. В. Устрялов[ix] указывает на власть в тоталитарном государстве, заставляющую принимать утопию за реальность и подчиняющую всех – и обычных людей, и политиков, лишая их свободы, и саму политику.

Вожди, наделенные даром убеждения, покорили массу разочарованных людей, указав им радикальный путь выхода и используя банальные, но убедительные лозунги. Люди так и не поняли, что стали объектом изощренной манипуляции ради завоевания вождями власти.

Универсальная идея, образ врага, тотальный контроль над жизнью человека, даже за его мыслями[x] – эти конструкции дополнялись тем, что власть убедила подданных: утопия не является утопией, но осуществленной реальностью.

Люди поверили в воплощение Утопии в «Зазеркалье». В виртуальном пространстве главной формой манипуляции стало внушение подавляющему большинству людей идеи об их свободе (применялись такие банальные формы манипуляции, как «щелк - зажужжало!, «Ты мне – я тебе» (Благодарный клиент), социальное доказательство)[xi]. Это оборачивалось иллюзией свободы – рабством. В виртуальной свободе отсутствовала характеристика свободы реальной – ответственность. Единственным выражением свободы стала анархия-возможность творить все, что захочется, а реально то, что позволит власть. Определенная часть общества соглашалась на добровольное рабство, считая его свободой. К тому же свобода предполагает ответственность, которую легче переложить на вождей. Лишь небольшая часть общества выступила против подавляющих Личность манипуляций.

***

Политико-правовая культура в Англии и США утвердилась на религиозном фундаменте, а в России осуществление радикальных преобразований произошло на основе светской культуры. Наряду с разными традициями (уважение к Личности или его отсутствие) это привело к тому, что религиозность общества служила вакциной от брутальных ''заносов' - наряду с приверженностью традициям. Традиции сложились до провозглашения США: уважение к Личности, ее privacy, к self made man, недопустимость ущемления его священных прав. США развили важнейшие английские традиции - уважение к Личности, ее достоинству и представляющему ее интересы Парламенту.[xiv] Английское и особенно американское общество в XVIII-XIX вв. имело более высокий уровень политико-правовой культуры, чем в России. Это объясняется более высоким уровнем грамотности и образованности, привычкой значительного числа граждан к участию в политической жизни.

В отсталых странах абстрактные принципы свободы воспринимаются в массовом сознании как анархия. Цели абстрактной справедливости и абстрактной свободы для всех оборачиваются попранием конкретных прав и свободы конкретных людей.


[i]Милтон Эриксон, Вирджиния Сатир, Карл Роджерс, Ролло Мэй, Марша Рейнолдс, Ричард Бендлер, Джон Гриндер и др. Дилтс Р.Изменение убеждений с помощью НЛП; он же: Стратегии гениев. В 3-хТТ. М. 2008; Бендлер Р., Гриндер Дж. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий. Воронеж. 1995; Бендлер Р.Руководство по изменению личности. М. 2011; Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М. 2010; Дауни М. Эффективный коучинг. М. 2008; Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии. М. 2006; Роджерс К. О становлении личности.М. 1994; Рейнолдс, М. Коучинг: эмоциональная компетентность. М. 2003; Холл К.С., Линдсей. Теории поля Курта Левина. М. 1999.

[ii]Стивен Р. Кови в работе 7 навыков высокоэффективныз людей. М. 2011) и Марина Мелия (Как усилить свою силу. Коучинг. М. 2009 и ряд статей п коучингу и личной эффективности).

[iii] К.С. Холл и Г. Линдсей указывают на целостность как на наиболее значимую черту; при этом они отсылают читателя на словарь Webster- см. Холл К.С., Линдсей. Теории поля Курта Левина. М. 1999. С.3.

[iv] Мэй, Портрет Личности. М. 2009. С. 5

[v] В коучинге стратегия целедостижения определяется моделью GROW (G-goal (цель), R-reality (реальная ситуация, данность), O-options (варианты действий, выбор), W-wrap-up, или Way (Window) – результат, путь, окно.

[vi] Это высказывание с вероятностью принадлежит Великому завоевателю Чингисхану.

[vii]Мой фильм об ораторском Мастерстве Убеждения; см. также, например, убедительную работу В.Одинцова «Ступени реализации», М. 2004. С. 33.:

http://www.bzzn.ru/master_classes/masterclass/14

[viii] Высказывание и принцип действия известного предпринимателя и менеджера менеджеров Ли Якокка.

[ix] Николай Васильевич Устрялов – историк, философ, политолог, профессор МГУ в начале ХХ в., э мигрировавший из России после Октябрьского переворота. Автор известных работ по тоталитарным моделям власти После возвращения в СССР был уничтожен режимом в ходе Большого Террора 1937 г.

[x] О составляющих тоталитарных режимов представление дают так называемые «6 пунктов Бжезинского – (в 70-е . ХХ в. Советника по Национальной безопасности), соавтора самого известного труда по природе тоталитаризма. – См. Brzesinski Z., Friedrich J. Totalitarian Authocracy and Dictatorship. N-Y, 1966

[xi] Эти техники манипуляции так или иначе связаны с навязыванием и «раскруткой» привычных для обыденного сознания стереотипов и комплексов. С техниками манипуляции можно подробно ознакомиться в работе Роберта Чалдини. Психология влияния. СПб. 2011.

[xii]В первом случае речь идет о практическом осуществлении религиозных идей английских богословов-теософов – (доктрины Дж. Уинтропа и Р. Вильямса) о Ковенанте (прямое Соглашение человека с Господом), Граде Божием На Земле(общество и государство на принципах социальной справедливости), и Беспредельных Границах человеческих возможностей, а во втором – о воплощении на практике светских теорий

[xiii] Правительство народное, из народа, для народа.

[xiv]Парламент и местоимение «Я» в английском языке пишутся, как известно, с прописной буквы.


COPYRIGHT 2013-2016
2013 © RESEARCHER SK Светлана Князева / Лана Аллина

http://lana-allina.com


R E S E A R C H E R SK Светлана Князева / Лана Аллина
http://lana-allina.com


Авторские права защищены законом.
Данные программы опубликованы и в бумажном
Все права на данную публикацию защищены законом о копирайте.
Внимание! Все права на данную статью принадлежат автору - Светлане Князевой.
Любые перепечатки и цитирование допустимы лишь с указанием данной публикации на персональном сайте Светланы Князевой /Ланы Аллиной
http://lana-allina.com


и данной страницы на этом сайте
www.lana-allina.com/lana-allina_strategy_success
ЛЮБОЕ НЕЗАКОННОЕ КОПИРОВАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ ЦЕЛИКОМ ИЛИ ЧАСТИЧНО ЯВЛЯЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ АВТОРСКИХ ПРАВ И КАРАЕТСЯ ЗАКОНОМ ОБ АВТОРСКИХ ПРАВАХ.